СЕМЕНОВА Анастасия Афанасьевна
Учитель русского языка и литературы I УПД,
классный руководитель 5 "б" класса.
Проблема:
"Интеграция предметов на уроках
русского языка и литературы"
Выступления:
На семинаре каникулярной школы молодых учителей
о воспитательной работе в ДЦ (1999г.);
"В подростковом возрасте у
учащихся ярко проявляется стремление к общению с
товарищами, к активному участию в жизни
коллектива. Наблюдается снижение успеваемости.
Изменения эти обусловлены рядом весьма
существенных обстоятельств. Во-первых, в этот
период замедляются темпы нарастания показателей
умственной работоспособности, особенно памяти. В
связи с половым созреванием повышается
утомляемость, возбудимость школьников, нервная
система их становится неустойчивой. Во-вторых,
стремление к взрослости вызывает переоценку
ценностей, повышенную критичность по отношению к
старшим, а это, в свою очередь, ведет к упрямству,
непослушанию, грубости, к возникновению
конфликтов с учителями и родителями. В-третьих,
интенсивное развитие дружеских связей,
выдвижение на первый план деятельности общения в
подростковом периоде отвлекает от учебных
занятий.
Педагогу необходимо помнить, что отстают в
усвоении учебного материала прежде всего дети с
замедленным темпом восприятия и мышления,
чрезмерно возбудимые и неусидчивые,
интеллектуально пассивные, испытывающие
отрицательные воздействия деятельности
вообще".
На региональной НПК "Современный урок: теория
и практика" с докладом "Интеграция
предметов на уроках РНК" (2000г.).
Интегрированный урок на тему "От березы вся
Русь рождена"
Данный урок имел следующие цели:
- Развитие связной речи учащихся;
- Воспитание бережного отношения к природе, к
берёзе.
- Знакомство уч.-ся с полезными свойствами берёзы.
- Показ межпредметной связи.
Оборудование урока:
1. Стихи о берёзе на русском и якутском языках.
2. Рисунки учащихся о берёзе и иллюстрации
художников.
3. Фонохрестоматия.
В начале урока учитель- словесник проводит
выборочный диктант, где ученики должны выбрать и
записать в тетради предложения о берёзе.
Выполняется дополнительное задание: просклонять
словосочетания о берёзе, записать эпитеты,
которыми наделяют берёзу. По ходу проводится
словарная работа.
Затем учитель рассказывает о селах,
фамилиях, где есть название березы.
С большой радостью и охотой отгадывали
загадки о берёзке.
Учащиеся также участвовали на
конкурсе лучшего чтеца стихотворений о берёзе.
Затем слово берет учитель-биолог,
который рассказывает о полезных свойствах
берёзы, о древесине, о семенах и т. д.
После него слово берут учителя-
трудовики:
Они рассказывают и обучают учащихся работе с
берестой; рассказывают о том, какие части берёзы
можно использовать для топорищ, для рукояток
ножей и т. д.
Рассказ учителей- предметников
завершился конкурсом песен о берёзке.
Завершающее слово берёт учитель-
словесник, который подводит итоги урока и даёт
учащимся домашнее задание: На основе полученного
материала должны написать рассказ о берёзе на
конкурс и озаглавить его.
Урок заканчивается словами поэта В.Сидорова:
Без берёзы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, наверно, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена.
1999г.- улусные педчтения- "Изучение и учет
индивидуальных особенностей младших подростков
в учебно-воспитательной работе классного
руководителя"- I место;
2000г.- улусные педчтения- "Изучение причин
неуспеваемости учащихся 5-7 классов по русскому
языку и специфика работы по их устранению"- II м.
2001г.- улусные педчтения- "Изучение
читательских интересов учащихся среднего звена
и некоторые советы по внеклассному чтению"- III
м.
Хорошо, когда человек с малых лет
слышит в своей семье серьезные разговоры о
прочитанных книгах, о просмотренных кинофильмах
и спектаклях, о музыке, живописи. Надо втягивать
ребят в такие разговоры, заинтересовать их теми
или иными произведениями искусства. Радости от
встречи с истинно прекрасным в жизни, в книге, в
искусстве должны превращаться постепенно в
подлинно семейную радость. Очень полезно дома,
когда заходит в семье речь о том, что "задано по
литературе", просто и вместе с тем увлеченно
поговорить с детьми о том или ином произведении.
Семьям, как в былые времена, рекомендовать
выписывать литературные, детские познавательные
газеты и журналы. Усилить контроль родителей
внеклассным чтением детей.
2001г.- республиканские педчтения- "Изучение
причин неуспеваемости учащихся 5-7 классов по
русскому языку и специфика работы по их
устранению"- рекомендован для печати в
республиканской газете "Учительский
вестник" и для соискательской работы.
|