НИКОЛАЕВА Евдокия Владимировна
Учительница физики, стаж- 14 лет.
Использование ситуативных
таблиц при решении задач по физике,
интегрированные уроки с другими науками дает
эффект в преподавании физики.
Ситуативные таблицы
При решении задач надо мысленно выстроить
(письменно) основу деятельности в виде прогноза,
а затем выполнить эту деятельность. Стараться
ответить на вопросы: Как? Почему? Зачем? Что
делать? Каковы причины поступка?
Следующие этапы:
Ознакомление с будущими действиями в
практическом плане, требованиями (образцами,
которые, в конечном счете, должны
соответствовать), дается ориентировка (рассказ
учителя).
Выполнение задания во внешнем плане, в
практическом плане (работа по образцу).
Перенесение действия в речевой план:
из внешнего плана - в план громкой речи
(объяснение с комментарием).
Перенесение громкой речи действия во внутренний
план (свободное проговаривание про себя).
Выполнение действия внутренней речи с уходом из
сферы сознательного контроля и переходом
интеллектуальных умственных навыков.
Интегрированные уроки
Характерная примета нашего времени-
взаимопроникновение отдельных наук, образование
комплексных отраслей знания и их бурное
развитие. Возник ряд комплексных наук. Отсюда
задача интеграции уроков- закладывать фундамент
для восприятия новых идей, стремительно входящих
в практику, в жизнь.
Вторая задача- создание в представлении учащихся
общей картины мира с его единством и
многообразием свойств неживой и живой природы
(целостность природы).
Интегрированный урок биологии с физикой
"Кровь и кровообращение"
Урок состоялся в 9 "б" классе в 2001 году.
Цель урока: Систематизация и
обобщение знаний путем практических
исследований по биологии и физике.
Обсуждались практические исследования учащихся
по темам "Сердечно-сосудистые заболевания",
"Пульс", "Измерение артериального
давления", "О вреде курения и алкоголя" и
другие. Рассматривались задачи: "О
выдерживании нагрузки человека под водой",
"Сравнение поперечных сечений аорты и
капилляров в целом". Проводилась практическая
работа "Определение скорости кровотока в
сосудах ногтевого ложа". Принимал участие при
решении задач ученик 7-го класса Иванов Максим,
занявший V место в олимпиаде по физике среди 8-х
классов в улусе.
|